Домашняя страница звонаря

Константин Александрович Мишуровский

Лаврский звон

Источник: Гостевая книга на сайте Звон.ру
(сылка не работает - гостевая книга удалена)

      По моему мнению, любой канонический трезвон можно всегда свести к "первичному трезвону", который является основой основ. Этот трезвон представляет собою равномерные удары ведущего колокола-благовестника (в большинстве случаев в темпе 60 ударов в минуту), одиночных равномерных ударов подзвонных колоколов (в любом порядке), по два удара подзвона на один удар благовестника (проще говоря, благовестник звонит половинные доли такта, подзвон - четверти). Зазвон, или трель, совершается попеременно в два колокола (или двумя группами маленьких колоколов попеременно), по четыре удара трели на один удар подзвонного колокола (в нотах это соответствует шестнадцатым длительностям). Некоторые трезвоны требуют, чтобы трель была в два раза медленнее (и представляла бы собою восьмые длительности). Думаю, что Вы легко можете представить себе такой "базовый трезвон", его звонят любые новоначальные звонари сразу после приобретения необходимых навыков. Также такие трезвоны Вы можете услышать в современных записях Оптиной Пустыни.
      При разучивании "базового трезвона" следует избегать желания какой-либо более хитрой игры на колоколах (такое желание неизбежно возникает), то есть отказаться от примитивного "тили-бом, тили-бом". Главное - добиваться равномерности всех составляющих "слоев базового трезвона", а не "сыграть что-то красивое на колоколах".
      От базового трезвона, после его усвоения, можно попытаться переходить к любым другим трезвонам. Но постепенно, и главное - никогда не теряя чувства равномерности звона. Как только ткань звона рвется нарочитым ритмом - необходимо возвращаться к базовому трезвону.

      Мне многократно доводилось бывать в Троице-Сергиевой Лавре и смотреть, как тамошние звонари звонят лаврский звон. Сразу скажу: звонари там разные, есть более искусные, есть менее. Мало кто достигает уровня звона отца Михея, который игумен показывал в 1980-е - 1990-е годы. Но всем звонарям свойственна похожая манера трезвона.
      У многих лаврцев звон начинается именно как нижеупомянутый "базовый трезвон": равномерные удары "Лебедя" сопровождаются равномерными ударами подзвонных колоколов, а венчает всё это равномерная трель. Четверка зазвонных колоколов в Лавре устроена так, что она расположена напротив звонаря и чуть-чуть справа от него. При движении правой руки вниз, языки двух колоколов долетают до точки удара немного неодновременно, вследствие чего трель "дробится" еще на одну составляющую и получаются знаменитые Лаврские треоли. При перемещении правой руки на зазвоне то левее, то правее, этот эффект либо совсем исчезает, либо проявляется отчетливо. Поэтому трель в Лавре "растекается мягким потоком".
      В современной Московской приходской манере звона, стараниями нескольких звонарей, распространилась "мода" совершать правой рукой на зазвоне некие довольно четкие вращательные движения, и трель строго расщепляется на "девять долей". Будучи в полной убежденности, что это и есть "лаврская манера". Но то, что мне доводилось видеть в самой Лавре мало похоже на это "тиката тиката тиката тиката..." Кстати, впервые пресловутое "тиката тиката" встречается вовсе не в Лаврской традиции, а... у Петровского Владимира Марьяновича в его звоне "Наваждение".
      Настоящая Лаврская трель у опытных звонарей "растекается" плавно и постепенно, а вращения правой рукой выглядят как плавные дуги, а не механические скованные движения пальцев руки.
      Также на записях Лаврского звона можно иногда отчетливо услышать "всплески", которые приходятся на вторую и четвертую доли такта. Это почти синкопированный ритм. Но данные синкопы (как и упомянутые мною триоли на зазвоне) в Лаврском звоне всегда уместны, не нарочиты.
      Для того, чтобы научиться так звонить, нужно во время "базового трезвона" попробовать следующий прием. Начать левой рукой на подзвонных колоколах звонить ПО ОДНОМУ удару на вторую и четвертую долю такта. При этом - не сбиваться на зазвоне и держать постоянный ритм благовестника. При этом необходимо побороть в себе желание "ритмачества" и удары подзвонных колоколов совершать также плавно и непринужденно, как если бы Вы звонили их на первую и третью доли такта. Это, как раз самое сложное: не "свинговать", а именно заставить трезвон "растекаться волнами". Потом (не сразу!) следует добавить к тому легкие аккорды-всплески на зазвонных колоколах на вторую и четвертую доли, играя только акцентами и НЕ БРОСАЯ при этом равномерной базовой трели. Если у Вас получится сохранить равномерность звона - Вы выиграли. Если звон станет "рваным" - тренируйтесь далее. Все эти упражнения уместны во время трезвона к службе, если у Вас удастся звонить терпеливо и не сбиваясь. Если же подобные "эксперименты" идут в ущерб качеству Вашего звона - то Вам остается только тренажер.
      Я столь подробно описал некоторые особенности обучения Лаврскому звону - не только потому, что Вы привели в пример именно "ломку стереотипов при звоне по-лаврски". Но и для того, чтобы Вы наглядно убедились, что мои описания вполне возможны "со слов", без применения каких-либо нотных фигур и формул.
      Самое "нотное", чем я воспользовался в своих рассуждениях - это понятия четырехдольного метра и нотных длительностей. Не более. Всё остальное можно понять только слушая записи Лаврских звонов. Благо, эти записи имеются ныне во множестве...

Константин Александрович Мишуровский

Опуликовано
с разрешения автора.

Назад